Леонид Гуревич

АНАТОЛИЙ КОТЕНЕВ:
БАНЯ, КУХНЯ И РЫБАЛКА


Актер завоевывал жену, стоя у плиты. Известный белорусский актер Анатолий Котенев отметил скромное достижение: снялся в сорока картинах. И практически каждый из фильмов с его участием становится кинохитом - «Отряд специального назначения», «Четвертая планета», «Любить
по-русски», «Стамбульский транзит», «Секретный фарватер», «Между жизнью и смертью»... Всенародной славы ему прибавил и сериал «Ундина», его герой, Андрей Таранов, пытался обрести счастье и любовь.


Столичная прописка - это проблема!

- Анатолий, с чего началась ваша кинокарьера?
- С учебы в Школе-студии МХАТ. Нам, студентам, запрещали сниматься в кино... Однажды я попытался отпроситься у мастера курса Ивана Тарханова, на что получил ответ: «Ну, съезди на пробы...». Я прошел кинопробы, получил главную роль... Помчался к Тарханову: «Иван Михайлович, можно мне сниматься?». «Можно», - услышал в ответ. Не веря своему счастью, я направился к выходу... И в этот момент до меня долетело откуда-то издалека: «Сниматься можешь, но прежде забери в канцелярии свои документы...»
Разрешили только на последнем курсе. Но настоящая дружба с кинематографом началась после выхода фильма «Матрос Железняк». К тому времени я, отслужив в армии, уже работал в Минском театре-студии киноактера при киностудии «Белорусьфильм»...
- А в Москве предложений не было?
- Главная проблема - отсутствие столичной прописки. Денег, чтобы ее сделать, не было, поэтому принял приглашение поработать в Минске. Кстати, пока существовал Советский Союз, я снимался на разных киностудиях, так что объездил всю страну... Но с развалом Союза все изменилось. Есть реальность жизни. Я позволяю себе мечтать, скажем, на рыбалке - вот поехать бы на Кольский полуостров, половить рыбу со своими детьми, женой. А так...


Пусть мрут, как мухи...

- Говорят, история вашего знакомства с женой весьма необычна...
- Да нет, она скорее забавная... Света пришла в театр-студию киноактера на спектакль по приглашению одного из моих коллег-актеров. Это явилось поводом для знакомства. Уже потом, когда я встретил ее на киностудии «Белорусьфильм», осмелел до такой степени, что пригласил к себе в общежитие: мол, чаек попить, поговорить... Уже в процессе предложил отведать приготовленную мной окрошку, потом стал приглашать на блины, жареные грибы, рыбу с картошкой... Обычно как получается: женщина угощает мужчину, а тут получилось наоборот - мужик старался удивить девушку кулинарными изысками. Столько книг по кулинарии перечитал, жуть... И настало время, когда мы поняли, что не можем друг без друга. Пошли и расписались. Света уже была «слегка беременна», но у нас была проблема - не было отдельного жилья: она жила в своем общежитии Минского театрального института, где училась, я - в крошечной комнатке своего. В редких случаях, когда удавалось переночевать у нее, рано утром в комнату стучала дежурная: мол, сейчас придет комендант Мина Львовна, которую все очень боялись, так что надо было как можно скорее разбегаться.
- Да, но вы к тому времени были уже достаточно известным актером... Могли бы потребовать и отдельную квартиру?
- Какой был смысл руководству киностудии выделять квартиру молодому актеру? Это как в пьесе Гоголя: «Лучше, чтобы этих больных поменьше было. Пусть мрут, как мухи...» Так и тогда было. Актеры в штате киностудии «Белорусьфильм» играли в основном «роль номер шестнадцать»: второстепенные или даже эпизоды... Главные же барыши доставались приезжим звездам из Москвы и Ленинграда. Лишь когда у нас родился ребенок, нам с горем пополам выделили служебную «двушку».
- Были трудные времена?
- Было время, сидел без работы...
- И как удавалось зарабатывать на жизнь?
- Перебивался случайными заработками: писал картины и сдавал их в художественный салон, занимался ювелирным искусством. Хватало, правда, на хлеб и воду. Случались и съемки, но... крайне редко. В какой-то момент купил билет до Москвы и сказал жене, что пока не найду работу, домой не вернусь. Месяц ушел на реанимирование прежних знакомств. А закончилось все приглашением на съемки: мне позвонила ассистент режиссера сериала «Ундина» и сообщила, что меня ждут на кастинг. Сначала объем сериала был 72 серии, но так как его рейтинги оказались высокими, прибавили еще 12, а впоследствии сняли еще и «Ундину-2».
- А ваши травмы? Так тяжело давался актерский хлеб?
- И не говорите, у меня руки-ноги переломаны. В «Матросе Железняке» в сцене с тюрьмой пришлось бить стекло. Как результат - перерез сухожилия на правой руке... В картине «Частный визит в немецкую клинику» надо было прыгать с достаточно высокой крыши. Режиссер-постановщик Расим Измайлов предложил просто с нее слезть, а мне по роли надо было убегать от преследователей и хотелось сыграть все достоверно. В первом дубле, прыгая, подвернул одну ногу, во втором - получил перелом. Безусловно, надо было чаще обращаться к каскадерам, но по молодости какие-то трюки хотелось выполнить самому. Так в четвертой серии «Секретного фарватера» драку придумал и поставил лично я в соавторстве с прославленным каскадером Петром Шерекиным.


Моя идеальная женщина

- Как жена Светлана относится к вашим частым отлучкам?
- Поначалу, когда были моложе, она очень переживала... Я ей не раз говорил: «Ты ведь знала, за кого замуж выходила. Терпи...» Другое дело, что остаюсь ей верным мужем. Да и разлука только укрепляет наши чувства, сплачивает отношения.
- Она сейчас - настоящая звезда. И как складываются отношения?
- Если вы о ссорах, то их практически не бывает. Случаются мелкие перепалки, но мы же нормальные люди: находим в себе силы признать ошибку... Надо просто быть терпимее, не быть эгоистом и тогда все будет хорошо.
- По-вашему, женщина может быть идеальной?
- Трудно ответить на этот вопрос. Думаю, идеальная женщина та, с которой живешь... Если можешь сосуществовать с нею много лет, значит, она - само совершенство.
- Один из ваших героев, Таранов из сериала «Ундина», оказался между двумя женщинами, как между двух огней. В жизни в похожую ситуацию не попадали?
- Боже упаси влезать в такие романтические заморочки...
- Поклонницы одолевают?
- Всякое случается... Когда в Ялте снималось продолжение «Ундины», думал, что заодно получится и отдохнуть. Куда там! Оказалось, что в это время там шла первая часть сериала... Так что все полтора месяца практически просидел в номере гостиницы.
- Как быть в том случае, если приходится играть любовь с партнершей, которая, мягко говоря, не очень приятна?
- А это уже моя профессия. Если ты профессионал, то обязательно должен найти в партнерше какие-то хорошие качества и заставить себя полюбить ее на время съемок, то есть надо уметь хорошо, правдиво притвориться...
- Получается?
- А как же...


«Режу мамонтовую кость...»

- Остается время, скажем, на хобби?
- Конечно. Обожаю путешествовать, собирать грибы, париться в бане с веничком... По-прежнему для меня святое - это рыбалка. Собираемся целой компанией - и на природу... Еще занимаюсь живописью. Но главное мое нынешнее увлечение - это строительство загородного дома. Мы с женой купили участок в пригороде Минска. Вот теперь строю керамзитобетонный дом.
- Сами строите?
- Наняли строителей... А вот процессом руковожу лично. В планах - строительство бани, мостков к реке, подсобных помещений для газонокосилки, дровяного склада и т.д.
- Слышал, у вас есть еще одно любимое увлечение...
- Да. Увлекаюсь резьбой по мамонтовой кости. Дома уже скопилось много работ, которые вызывают восхищение даже у специалистов. Нередко спрашивают: «Неужели сделал своими руками эти миниатюрные скульптуры нэцке? Их же не отличить от работ древних японских мастеров». А я одно время увлекался Востоком, оттуда, собственно, и увлечение...
- Куда деваете свои работы?
- Раньше, как уже говорил, выставлял в салонах, а сейчас пока собираю на балконе: слишком дорогие рамы. Чтобы оформить картину в более или менее приемлемую рамку, нужно потратить пятьдесят-шестьдесят долларов. Москва - слишком дорогой город.
- Нет желания осесть в Москве?
- Не особо... Я так часто здесь бываю, что устаю от московского сумасшедшего ритма. Попав впервые в Минск, поразился тому, как там спокойно... А когда учился в театральном институте в Москве, то крутился, как белка в колесе: готовил юмористические рисунки для нескольких газет, в том числе для «Московского комсомольца», «Литературной газеты», журнала «Смена», играл, хотя и второстепенные роли, во МХАТе, к тому же еще и учился на «отлично». Сейчас тоже приходится много мотаться, но годы уже берут свое и когда приезжаю в Минск, мне на душе становится так хорошо, спокойно: нет ни суматохи, ни беготни...
- Но творческая натура от покоя тоже быстро устает.
- Вот поэтому я нашел, наверное, идеальный вариант: на съемках помотаюсь, покручусь по десять-двенадцать часов, выложусь, а дома - отдыхаю с семьей по полной программе...
«Новое Омское Слово», № 26(406), 28 июня 2006 года.

Используются технологии uCoz